Дополнять, а не заменять
Открыл минувшую конференцию Константин Анкилов, выпускающий редактор информационно-аналитического агентства «TelecomDaily». В своём вступительном слове он, в частности, справедливо отметил:
«Сегодня для операторов сотовой связи практически нет ограничений в деле развития дополнительных услуг на базе своих сетей. И речь не только о таких сервисах, как СМС или «мобильное телевидение».
Реальность такова, что ныне сотовики на базе мобильных систем разворачивают уже даже проекты из области финансовых технологий».
При этом, по словам участников встречи, операторы часто забывают, что дополнительные услуги являются по сути второстепенными.
«На них зачастую делается ставка, создаётся вокруг них хайп, и складывается впечатление, что этот рынок будет тащить основной бизнес, обеспечит ему возвращение к той динамике, которую можно было наблюдать в начале 2000-х годов. Мы часто забываем, что дополнительные услуги именно дополняющие. У них роль другая»
подчеркнул Анкилов.
Однако это не то, что может спасать рынок от стагнации, уверен он.
Андрей Колесников, директор Ассоциации «интернета вещей», вообще убеждён, что сотовые операторы находятся в замкнутом цикле и «испытывают по этому поводу страшные комплексы». Причина такого явления простая: никто не хочет быть просто оператором связи.
Вместе с тем, до сих пор не понятно, почему операторы упорно игнорируют продукты сторонних небольших компаний, которые разрабатывают и предлагают к внедрению крупным игрокам сотового рынка готовые дополнительные сервисы. По мнению Андрея Колесникова, причина в том, что ведущие компании сотовой связи
«сразу хотят стать гигантскими супер-платформами. Но так не бывает. И игнорирование разработок малых компаний конечно не представляется разумным».
Действительно, по мнению участников встречи, все более-менее яркие прорывы, связанные с рынком дополнительных сервисов, в последние годы наблюдались именно в тех сферах VAS, где применялись продукты малых фирм.
«Так что же делать нашим любимым операторам связи? Мне кажется, надо как-то смелее пытаться часть своих денег инвестировать в какие-то новые проекты, методом проб и ошибок. Пытаться как-то выходить на рынок IoT, либо работать с интеграторами».
Новые схемы для новых услуг
Что касается новых продуктов и сервисов, то 99% проблем, с которыми сталкиваются телеком-компании при их выводе на рынок, выглядят примерно одинаково, рассказал Никита Карпук, директор по продуктам «Virgin Connect». Крупные вложения и время, потраченное на разработку сервисов, сейчас чаще всего не окупаются.
По мнению Карпука, необходимо уходить от стандартного процесса вывода продуктов на рынок. А именно – в процессе разработки того или иного сервиса необходимо тщательно продумывать не техническую сторону будущей услуги, а вопросы, связанные с её изначальной востребованностью. Иными словами: «А нужна ли эта услуга потребителю изначально? И если не нужна – каким образом её можно модифицировать с тем, чтобы она пришлась по душе потенциальному пользователю?». В идеале, по словам Карпука, клиенту на этапе проектирования услуги нужно представлять её прототип и оценить, как он вписывается в реальную жизнь.
Эволюция доп. услуг мобильной связи
На минувшей конференции в Москве вспомнили и легендарные дополнительные сервисы, которые ныне уже канули в лету. Речь идёт о картинках и рингтонах – продуктах VAS, которые в своё время приносили операторам значительную прибыль. Вслед за аудиовизуальным контентом оказались в прошлом и прочие услуги – гороскопы, прогнозы погоды и т.д.
По мнению Артёма Вильмана, директора по новым услугам и партнерствам компании «Мегафон», прежде прибыльные дополнительные услуги перестали быть таковыми почти в одночасье, со «смартфоновой» революцией: «Сейчас операторы продолжают переживать последствия широкого распространения смартфонов и вынуждены порой кардинально реструктурировать свои сети, а порой и вовсе – разрабатывать оригинальные бизнес-модели. Как, скажем, это сделала «Йота», выкатив на рынок новое словосочетание «сотовый оператор в приложении». Всего лет пять назад мы были совсем не готовы к приложениям и соответствующим интерфейсам, а сегодня они, получается, олицетворяют в сознании обывателя целые компании. «Сотовая сеть-приложение». Оригинально».
Ещё одна тенденция современности, по словам участников встречи – конвергенция с мобильной связи и сервисов, с первого взгляда далёких от сотовых коммуникаций. И в первую очередь речь идёт о феноменах из банковского мира. Пионер в этом деле – «Мегафон», создавший первую «сотовую сеть-банк». Оператор представил услугу в феврале этого года на «Mobile World Congress-2018» в Барселоне.
««Мегафон» первым в мире запустил свою банковскую карту, совместно с «Mastercard», привязанную к счёту телефона. Подчёркиваю, не к банковскому счёту, а к счёту телефона. Таких прецедентов не было. За прошлый год количество выданных банковских карт уже измеряется семизначными цифрами», – отметил директор по новым услугам и партнерствам компании Артём Вильман. Добавим, что «сотовый банк» «Мегафона» поддерживает Apple Pay, Samsung Pay и Google Pay. И это, кстати, тоже первая история в мире, на которую у оператора кстати даже есть патент. В «финтех-планах» «Мегафона» — создание «телефона-кошелька» и запуск сервиса микрокредитования.
Грядут перемены
Ближе к финалу встречи, свои мысли о будущем развития российских сотовых сетей и дополнительных услуг на их базе высказал и Алексей Сечкин, директор по развитию VAS-продуктов и сервисов для операторов связи АО «Инфосистемы Джет». В частности, Сечкин отметил, что успех развития любого бизнеса, не только связанного с мобильными технологиями – в способности менеджмента предсказывать запросы клиентов. От этого в основном и зависит благополучное развитие любого начинания.
Виталий Гольденберг
коммент.