Российский e-commerce рынок неуклонно растет. Если в 2020 году его доля в общем обороте розничной торговли была 9.5%, то к началу 2024 — уже 13.4 (по данным Ассоциации компаний интернет-торговли). О чем это говорит? О том, что ниша привлекательная. А значит, и конкуренция здесь немалая. Один из факторов успешной конкуренции в сфере интернет-торговли — автоматизация процессов. А одна из составляющих успешной автоматизации — использование товарных фидов, благодаря которым обеспечивается обработка больших объемов данных о товарах в минимальные сроки. Что это такое, для чего и когда используется, в каком виде применяется — давайте разберемся с этими и рядом других вопросов.
Что такое фид
Фид (fid) — это структурированный определенным образом файл, в котором содержится информация о товарах или услугах. Такой файл выступает в качестве источника информации для рекламных площадок, маркетплейсов, систем учета продукции и так далее.
Форма представления информации в таких файлах зависит от формата документа. Об этом — ниже.
Для чего и где используется фид
Основная сфера применения таких файлов — e-commerce. Товарные фиды используются для загрузки информации о товарах (услугах) в различные источники (платформы). Ниже — несколько примеров случаев, в которых применяется fid:
-
Работа с маркетплейсами. Российские (Wildberries, ЯндексМаркет и прочие) и зарубежные торговые онлайн-площадки (Amazon, eBay, Etsy и т.д) используют товарные фиды. С их помощью организуется загрузка информации о товарах на площадки, а также обновление информации о них (наличие, ассортимент, изменение каких-то характеристик).
-
Продвижение (реклама) товаров и услуг с помощью рекламных платформ. Яндекс.Директ, Google Ads и другие площадки позволяют загружать товарные фиды для создания динамических рекламных кампаний. Более того, во многих случаях организация рекламных кампаний на основе фидов, а не ключевых слов — более удобный и эффективный вариант массового продвижения товаров и услуг.
-
Работа с агрегаторами прайс-листов. Это — сервисы, которые собирают информацию о продуктах (услугах) от разных поставщиков и предоставляют ее клиентам в удобном виде. Для массовой загрузки информации об интересующих вас позициях можно использовать товарные фиды.
-
Сервисы для сравнения с конкурентами. Сравнительные площадки также активно используют для загрузки на них данных рассматриваемый вид документов.
-
Взаимодействие с социальными сетями. Если вы продвигаете товары и услуги в соцсетях, для создания рекламных кампаний также могут быть использованы фиды. Информация из них применяется, например, для создания динамических объявлений для таргетированной рекламы или для тегирования товаров, изображенных на фотографиях, которые размещаются в социальных сетях.
-
Управление товарами на собственных торговых площадках (в интернет-магазинах). Многие CMS для e-commerce поддерживают работу с fid. С их помощью можно быстро загружать информацию о большом количестве товарных позиций или же обновлять сведения (об остатках, измененных характеристиках и так далее).
Способы формирования товарных фидов
Самый простой способ подготовить такой файл — наполнить его вручную. Но у него есть существенный минус — невысокая скорость создания. Если речь идет о множестве товарных позиций, подготовка fid может занимать немалое количество времени. Поэтому данный процесс лучше автоматизировать.
Среди способов подготовки товарных фидов можно выделить следующие:
-
Выгрузка готовых файлов в нужных форматах от поставщиков. Такую возможность предлагают сегодня многие производители и поставщики. Если вы используете средства автоматизации взаимоотношений с ними, скорее всего, у вас есть и возможность получать фиды в разных форматах.
-
Использование плагинов для CMS, BPN и аналогичных систем. Многие современные CMS для e-commerce и платформы электронной коммерции предлагают плагины и инструменты для создания товарных фидов.
-
Платформы управления контентом (PIM). Такие системы позволяют хранить и управлять данными о продуктах, а затем экспортировать их в нужный формат для формирования товарного фида в соответствии с вашими требованиями.
Форматы fid
Разные платформы и сервисы используют разные форматы для fid. Некоторые системы работают только с каким-то одним форматом, другие могут поддерживать одновременно несколько типов файлов. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных форматов файлов товарных фидов.
CSV (Comma-Separated Values)
Этот формат — один из самых распространенных для товарных фидов. Такие файлы содержат данные о товарах (услугах), разделенные запятыми. CSV-файлы часто используются для загрузки информации о продуктах на маркетплейсы, рекламные платформы (пример — Google Ads) и сервисы, выполняющие операции сравнения.
Часто такой файл готовится как таблица в Excel или Google Таблицах, которая затем сохраняется как файл, имеющий расширение CSV: формат поддерживается практически любыми системами для работы с электронными таблицами и многими СУБД.
Можно создавать такие fid и просто в текстовом редакторе. В этом случае строка в редакторе будет соответствовать строке в таблице, а для выделения колонок может использоваться символ `,`
или `;`
в зависимости от языка.
Пример:
Item1, description1, title, another_title, 1000
Item2, description2, title, ,200
Item3, description3,title, another_title, 5000
В форме таблицы этот пример будет выглядеть так:
Item1 description1 title another_title 1000
Item2 description2 title 200
Item3 description3 title another_title 5000
XML (eXtensible Markup Language)
XML-файлы также широко используются для товарных фидов. Они позволяют структурировать данные о продуктах с помощью XML-тегов и атрибутов. XML-файлы часто используются для загрузки информации о продуктах на рекламные площадки. Многие маркетплейсы и другие платформы также используют его.
Вот так может выглядеть описание одной товарной позиции в фиде в формате XML:
JSON (JavaScript Object Notation)
JSON-формат в рекламе используется не так часто, как два предыдущих, но знать о нем не помешает. Он представляет данные о товарах (услугах) в виде пар «ключ-значение» и обычно используется для передачи данных между веб-сервером и клиентом. JSON-файлы могут быть использованы для загрузки информации о продуктах на различные платформы, включая, маркетплейсы, социальные сети и т.д.
Если представить представленный выше фрагмент товарного фида в формате JSON, он будет выглядеть так:
{ "data": { "bikes": { "bike": { "mark_id": "Honda", "folder_id": "Gold Wing", "modification_id": "90 л.с.", "url": "http://www.mymoto.ru/15", "images": "http://pictures.mymoto.ru/15.png", "color": "красный", "availability": "под заказ", "year": "2024", "price": "2000000" } } } }
Другие форматы товарных фидов
У ЯндексДиректа для работы с fid есть свой формат. Для взаимодействия с площадкой используются YML-фиды для Яндекса. YML расшифровывается как Yandex Market Language. Он используется для загрузки информации о продуктах не только в ЯндексДирект. С помощью YML загружаются данные на Яндекс.Маркет и другие сервисы Яндекса. Файлы YML представляют собой XML-файлы с определенной структурой тегов и атрибутов, которые содержат информацию о продуктах, такую как название, описание, цена, изображения и другие характеристики. Часть из них — обязательные, часть — не являются обязательными. Подробную информацию о формате и о том, как оформлять фиды для Яндекса с его использованием, можно посмотреть в справке платформы.
Некоторые платформы могут принимать информацию о товарах (услугах) в формате текстового файла (TXT). Внутри таких файлов, как правило используется разметка, которая напоминает применяемую для CSV (пример был рассмотрен выше). TXT-файлы, например, используются в спецификации GTFS, с помощью которой описывается формат для расписания движения для общественного транспорта и представления сопутствующей информации, такой, как координаты остановочных пунктов и т.д.
Если есть необходимость в обработке огромных объемов информации о товарах (актуально, например, для крупных интернет-магазинов с сотнями тысяч товарных позиций), потребуются форматы, которые обеспечивают возможность сжимать информацию. Такие есть. Примеры — фиды в формате TSV или GZ, с помощью которых удается успешно решать проблемы, связанные с ограничениями по объемам загружаемых файлов.
Видно, что фид в рекламе (и не только) — это эффективный инструмент для автоматизации процессов обмена довольно большими объемами информации. Если у вас интернет-магазин с множеством наименований товаров, наладив таким образом обмен данными с рекламными площадками, поставщиками, маркетплейсами и иными системами (сервисами), можно сэкономить немало времени и при этом всегда иметь (в базе, на сайте, страницах маркетплейса и т.д.) актуальную информацию.
Дмитрий Быков
- 10 апреля 2024, 17:10 0 ↓А то что-то не получается у меня без ошибок составить его
Денис
- 23 августа 2024, 10:22 0 ↓yandex.ru/support/market-distr/product-feed.html