Как бы стремительно не развивались различного рода мессенджеры и прочие средства общения, телефон для большинства субъектов бизнеса остается одним из основных каналов внутренних коммуникаций и общения с клиентами. Исследования показывают, что порядка 80-90% общения по рабочим вопросам приходится именно на телефонную связь.
А как это все работает и как такие знания будут полезны бизнесу? Ниже – объяснение принципов организации телефонной связи и ее работы.
Общие принципы работы
В основе телефонной связи (независимо от технологии, по которой она организуется) лежит передача звуковой информации по телекоммуникационным линиям. Тип этих линий зависит от вида телефонии. Например традиционная использует проводные телефонные линии, мобильная телефония – радиосигналы (сотовые сети), а виртуальная (или IP-телефония) – интернет-каналы.
В общем случае, без привязки к виду телефонии, принцип работы выглядит так:
-
Преобразование голоса в вид, в котором он будет передаваться по линиям связи (модуляция сигнала, сжатие в пакет данных и пр.).
-
Передача по каналу связи.
-
Декодирование. В конечной точке (можно сказать, на другом конце провода) проводится операция, обратная указанной в пункте 1: т.е. происходит обратное преобразование сигнала в голос, чтобы телефонный абонент смог понять его.
Конечно, это максимально упрощенная схема работы и организации телефонной связи. Но общие процессы благодаря ей можно понять.
Состав и строение сети
В общем случае при рассмотрении схемы организации телефонной связи и строения сети можно рассматривать ее как совокупность таких элементов, как среда передачи данных, узлы коммутации и абонентские терминалы.
Собственно, среда передачи данных – это элементы, по которым передается сигнал.
Узлы коммутации обеспечивают управление вызовами и распределение потоков сигналов. Т.е. с их помощью обеспечивается поиск нужного абонента, маршрутизация звонков, поддержание разговора и пр. Типовой пример узла коммутации – АТС.
Что касается абонентских терминалов, к данной категории относят конечные устройства, с помощью которых абоненты ведут разговоры. И это не только телефоны. Благодаря технологиям виртуальной телефонии в качестве абонентских терминалов могут использоваться также и компьютеры, на которые установлено специализированное программное обеспечение для ведения телефонных разговоров.
Внутренняя и внешняя связь
При рассмотрении организации телефонной связи стоит рассмотреть деление на связь общего пользования и внутреннюю (внутриучрежденческую). Связь общего пользования – это городская, междугородняя, международная и пр. Т.е. для ее использования необходимо подключение к какому-либо оператору (провайдеру), оказывающему услуги телефонии. Он обеспечит подключение к общим линиям и звонки по нужным направлениям.
Чтобы развернуть внутриучрежденческую телефонию, не нужно подключение к внешним сетям. Сделать это можно, как собственными силами, так и с помощью провайдеров. Телефоны внутренней связи могут быть полностью изолированными от внешних сетей или подключаться к ним через корпоративную АТС (узлы коммутации).
Виртуальная телефония
Более детально принцип организации телефонной связи стоит рассматривать на конкретных примерах. А именно – на примере IP-телефонии, как технологии, которая активно конкурирует с традиционной телефонной связью и имеет массу преимуществ для бизнеса.
Одна из ключевых особенностей IP-телефонии – использование интернета для передачи данных. За счет этого обеспечивается несколько весомых преимуществ такого принципа организации телефонной связи по сравнению с традиционной телефонией. Среди них:
-
Дешевизна. Для традиционной телефонной связи требуется прокладка отдельных линий и развёртывание соответствующих инфраструктур (включающих АТС и прочие компоненты). IP-телефонии же этого не нужно: для организации связи используются IP-сети (т.е. интернет-сети). И это оказывает немалое влияние на стоимость развертывания и владения инфраструктурами для IP-телефонии.
-
Передача разных типов информации. Технологии и схемы организации телефонной связи на базе IP-телефонии позволяют не только вести телефонные разговоры голосом. Поддерживается видеосвязь, а также передача различного рода файлов.
-
Высокое качество связи. Технологии, использующиеся при организации IP-телефонии, постоянно совершенствуются, появляются новые протоколы, дорабатываются старые. Это позволяет повышать пропускную способность сети и качество связи.
Организация виртуальной телефонии
Этот вид телефонной связи подразумевает преобразование голосового сигнала в поток битов, который пересылается по IP-сетям. Преобразование происходит с помощью шлюза (gateway). Шлюз также выполняет и обратное преобразование: пакет данных в голос.
Шлюз может представлять собой, как элемент в составе какого-то устройства (например, IP-телефона) или отдельное устройство. Через отдельный шлюз (SIP-шлюз) к сети IP-телефонии, к слову, можно подключать даже старые («традиционные») телефонные аппараты.
При организации телефонной связи на базе IP-телефонии распределение процессов по уровням OSI выглядит следующим образом:
-
Физический уровень. Здесь осуществляется передача информации, полученной с помощью шлюза, по физическим средам: оптоволокно, коаксиальный кабель, витая пара и пр., либо радиоволны (сотовая связь).
-
Канальный уровень. На нем обеспечивается коммутация нескольких узлов компьютерной сети между собой, а также изоляция голосового трафика от других данных, передаваемых по IP-сети. За счет изоляции обеспечивается безопасность голосовых данных, а также повышение качества связи.
-
Сетевой уровень. На нем основную роль в схеме организации телефонной связи посредством IP-телефонии играют маршрутизаторы. Соответственно, здесь происходит маршрутизация данных: определение того, каким путем они будут доставлены до конечного получателя с определенным IP-адресом.
-
Транспортный уровень. В случае с IP-телефонией здесь решаются такие задачи, как обеспечение гарантии надежности данных, организация сквозного соединения и сегментация данных приложений верхнего уровня. При организации виртуальной телефонии на данном уровне работают протоколы UDP и RTP.
-
Уровни данных (сеансовый, представления, прикладной). Здесь происходит преобразование данных, циркулирующих по IP-сети к виду, который пользователь может «пощупать». На данных уровнях в работу вступает стек протоколов H.323, SIP-протокол, обеспечивающий работу с сеансами связи, а также кодеки (например, G.729, G.711 и т.д.).
Благодаря использованию такого подхода и разнообразия технологических решений, IP-телефония позволяет бизнесу использовать массу полезных возможностей, функций и опций. Среди них:
-
Эффективное управление потоками вызовов. IP-телефония не требует выделения отдельной линии для разговора, за счет чего звонки могут перенаправляться, ставиться в очереди и пр. А это минимизирует потери вызовов и приводит к другим положительным результатам для бизнеса.
-
Возможность развернуть собственную внутреннюю телефонную сеть без обращения к провайдеру. Потребуется организовать сервер с программной АТС, подключить к нему телефоны внутренней связи и можно пользоваться.
-
Интеграция корпоративной телефонии с различными внешними решениями: CRM, сервисы аналитики и т.д.
Что нужно для организации телефонной связи на базе IP-телефонии
Ничего сложного и глобального от компании не нужно. Чтобы начать пользоваться IP-телефонией, нужен доступ в интернет. Провайдеры, оказывающие услуги связи, предоставят свой сервер и необходимые вычислительные мощности. В качестве конечных устройств для абонентов могут выступать IP-телефоны, традиционные телефонные аппараты (подключенные к сети через SIP-адаптеры), виджет в браузере, компьютеры или мобильные телефоны. Чтобы развернуть корпоративную виртуальную телефонию, не требуется много времени. В зависимости от масштабов компании на это требуется от одного дня.
Вася
- 17 июля 2023, 18:52 0 ↓Ortega
- 18 октября 2023, 18:20 0 ↓