Согласно одному из исследований, опубликованному в начале 2024 года, по итогам 2023 года выручка российских SaaS-провайдеров выросла на 30% по сравнению с 2022. Это говорит о том, что модель SaaS продолжает набирать популярность. Во многом этому способствует и уход с рынка иностранных вендоров, из-за которого могут возникать проблемы с приобретением оборудования и программного обеспечения. SaaS как раз — один из наиболее подходящих вариантов решения таких проблем.
Давайте рассмотрим, что это за модель, где может применяться, кому подходит. И сделаем упор, в частности, на ее применении в сфере предоставлении услуг IP-телефонии.
SaaS что это
SaaS (сокращение от Software as a Service) — это модель использования программного обеспечения, при которой клиентам предоставляется доступ к ПО через интернет. Т.е., чтобы использовать какие-то программы, их не нужно устанавливать на свои компьютеры локально. ПО размещается в облаке, на мощностях SaaS-провайдера, соответственно, он занимается его обслуживанием, обновлениями, оплатой лицензий и так далее.
SaaS продукты для бизнеса выбирают по разным причинам. Среди них:
-
Снижение затрат на IT-инфраструктуру. Различные исследования показывают, что при переходе на эту модель компании могут добиться снижения ИТ-расходов на 30-50%. Один из главных факторов, помогающих экономить, — отсутствие необходимости в приобретении и обслуживании оборудования для размещения ПО (серверов и прочего).
-
Отличные показатели доступности и простота использования. SaaS-продукты доступны пользователям практически с любых устройств с доступом к интернету. По данным компании Statista, более 80% организаций используют в том или ином объеме и виде облачные решения, в том числе и из-за их доступности для любых сотрудников (включая удаленщиков).
-
Гибкость и возможности масштабирования. Рассматриваемая модель позволяет быстро масштабировать арендуемые решения (добавлять/убирать мощности и услуги) в зависимости от потребностей бизнеса в данный момент. Например, можно быстро и легко добавлять новых пользователей корпоративной АТС в «горячие» периоды, чтобы без проблем справляться с ростом телефонных звонков.
Основные черты модели SaaS
У этой модели есть несколько характерных черт (или признаков). Ниже — их краткое описание.
Доступ через интернет
Без этого SaaS не будет SaaS. Модель подразумевает, что пользователи получают доступ к нужным им приложениям через сеть. Такой подход позволяет использовать ПО с любого устройства, у которого есть подключение к интернету.
Подписная модель оказания услуг
SaaS-продукты обычно предоставляются клиентам на условиях подписки. В этом случае имеют место регулярные платежи (периодичность может быть разной) вместо единовременного приобретения лицензии.
Автоматические обновления
Здесь имеется в виду, что все происходит автоматически с точки зрения клиента, использующего программы по этой модели. Провайдеры SaaS сами занимаются обновлениями, что избавляет пользователей от необходимости делать все вручную и беспокоиться о том, актуальную ли они вообще версию ПО используют.
Размещение ПО в облаке
Предоставляемое в аренду ПО и данные пользователей размещаются в облаке провайдера. Такой подход обеспечивает доступность и должный уровень защиты информации. Кроме того, этот вариант упрощает резервное копирование данных и их восстановление в случае нежелательных ситуаций.
Совместная работа с программным обеспечением
SaaS-продукты, как правило, поддерживают функции совместной работы. Это — возможность для нескольких пользователей взаимодействовать с программным обеспечением в реальном времени.
Интеграция с другими приложениями
SaaS-приложения часто предлагают API и интеграции с другими внешними продуктами и сервисами. Это позволяет создавать комплексные решения под различные нужды пользователей.
Примеры SaaS-продуктов: облачные АТС и не только
Давайте рассмотрим, как такая модель может применяться в разных сферах и для разных нужд.
ВАТС по модели SaaS — больше, чем просто телефония
Модель SaaS в контексте IP-телефонии — это облачное решение, позволяющее пользователям получать доступ к услугам телефонной связи и прочей функциональности через интернет без необходимости установки и управления локальным программным и аппаратным обеспечением. Попросту говоря, SaaS в IP-телефонии — это облачные (они же — IP или виртуальные) АТС, которые «хостятся» на мощностях провайдера.
Основные характеристики и черты SaaS в IP-телефонии, такие же, как и описаны выше. Это:
-
Облачная инфраструктура. Виртуальная АТС в рамках модели SaaS развёртывается в облаке. Это позволяет абонентам подключаться к ней через интернет с любого устройства из любой локации: все ваши сотрудники будут обеспечены качественной связью.
-
Подписка. Компании пользуются ВАТС в режиме подписки. Это позволяет, например, избежать крупных первоначальных затрат на оборудование и программное обеспечение при организации корпоративной связи.
-
Гибкость и масштабируемость. ВАТС, предлагаемые, как SaaS-продукты, легко масштабируются. Можно быстро добавлять или удалять абонентов, подключать и отключать дополнительные функции.
Поддержкой виртуальных АТС, предлагаемых как SaaS-продукты, занимается провайдер услуг. Кроме того, зачастую он берет на себя и вопросы, касающиеся безопасности (например, защита серверов с ВАТС от DDoS-атак и иных несанкционированных действий).
Арендуя облачную АТС, бизнес получает больше, чем просто телефонию с возможностью вести телефонные переговоры. Такой SaaS-сервис, как правило, характеризуется наличием большого количества стандартных, а также дополнительных функций и возможностей. Кроме возможности принимать и совершать телефонные звонки, ВАТС могут иметь и такие функции, как:
-
Автоматическое распределение вызовов (ACD), в том числе и на основе гибко настраиваемых сценариев.
-
Голосовая почта и запись звонков.
-
Интерактивное голосовое меню (IVR). С его помощью бизнес может автоматизировать взаимодействие с клиентами и снизить нагрузку на менеджеров.
-
Интеграция с внешними системами: CRM-системами, BPM, инструменты для аналитики, рекламные инструменты и пр.
-
Подключение к АТС мобильных телефонов.
-
Функциональность для сбора обратной связи от клиентов и оценки качества обслуживания.
-
Поддержка чатов и общения посредством видеозвонков.
-
Коллтрекинг для эффективной работы с разными инструментами рекламы и привлечения пользователей.
-
Контроль пропущенных вызовов.
-
Организация кампаний по автоматическому обзвону большого количества абонентов.
Кроме того, ВАТС можно рассматривать и как возможность расширения возможностей своей локальной АТС. Это достигается как раз за счет интеграции подобных решений с внешними системами.
Таким образом, модель SaaS в IP-телефонии обеспечивает гибкие, доступные и эффективные решения для бизнеса. При ее использовании компания может сосредоточиться на основной деятельности, а не на управлении телефонной инфраструктурой: все это возьмет на себя поставщик услуг телефонии.
Примеры использования модели SaaS в других сферах
Модель SaaS подходит и для использования программного обеспечения в других сферах. Среди них:
-
Управление проектами. Платформы для планирования, отслеживания задач и совместной работы над проектами вполне можно использовать по этой модели.
-
Финансовый учет. Применение программного обеспечения для бухгалтерии, ведения финансовых отчетов и управления расходами вполне укладывается в парадигму SaaS.
-
Email-маркетинг. Многие инструменты для создания и отправки рассылок, а также анализа их эффективности предоставляют именно по такой схеме.
-
HR-менеджмент. Платформы для управления персоналом, включая найм, обучение и оценку сотрудников тоже можно использовать как SaaS-продукты.
-
Видеоконференции. Многие решения для организации онлайн-встреч и вебинаров работают «из коробки» именно так.
-
Электронная коммерция. Платформы для создания и поддержки интернет-магазинов и управления онлайн-продажами могут предоставляться в пользование как SaaS-продукты.
А что насчет минусов?
У этой модели, конечно же, есть не только плюсы. Без минусов тоже не обошлось.
Один из наиболее часто отмечаемых минусов — зависимость от интернета. Для работы SaaS-приложений требуется стабильное и быстрое соединение. Без него доступ к данным и функциональности может быть ограничен.
У некоторых сомнение вызывает безопасность данных. Хранение данных в чужом облаке может вызывать опасения по поводу безопасности и конфиденциальности, особенно для чувствительной информации. Нивелировать эту проблему можно за счет выбора надежного провайдера, в котором вы уверены.
Также могут иметь место ограничения по настройкам используемых решений. Некоторые SaaS-продукты предлагают фиксированные функции и интерфейсы, что может ограничивать возможность настройки под специфичные потребности бизнеса.
Частые обновления и изменения «на автомате» могут привести к изменениям в функционале, которые не всегда соответствуют ожиданиям пользователей. И, наконец, зависимость от поставщика услуг может кого-то отпугнуть. При использовании SaaS компании становятся зависимыми от провайдера в вопросах обновлений, поддержки и доступности сервиса и не только.
Видно, что у SaaS есть плюсы (их больше) и некоторые минусы. И решать, использовать эту модель, или нет, нужно с учетом взвешивания всех «за» и «против».
Игорь
- 02 ноября 2024, 12:00 0 ↓Arnold
- 02 ноября 2024, 12:01 0 ↓