Настало то время, когда бизнес фактически любого масштаба может уместиться в кармане. В эру облачных технологий и виртуальных сервисов те процессы, которые ещё несколько лет назад были не мыслимы без физической аренды офисов, найма массы сотрудников и покупки всевозможного офисного оборудования — теперь можно реализовать с помощью смартфона или ноутбука. Всего в несколько кликов.
Уже не за горами то время, когда приложения в гаджетах будут заменять услуги таких специалистов, как бухгалтеры, юристы, экономисты и т.д. И уже сейчас — офисные телекоммуникации – целые телефонные станции, которые прежде обслуживали корпоративных абонентов самых разных предприятий и занимали крупные производственные площади – тоже «улетели в облака» и отныне работают в виде виртуальных («облачных») сервисов и приложений. Более того, виртуальные АТС способны предоставить бизнесу такие услуги, реализация которых попросту не возможна в сетях традиционной связи. Судите сами.
Облачные АТС
Облачные (виртуальные) АТС – по сути программные платформы, расположенные на серверах в сети интернет. Соответственно, все вызовы, соединения между абонентами происходят по сетям передачи данных. Иными словами, виртуальная АТС способна объединить внутренних абонентов по всему миру, где есть доступ ко глобальной сети. При этом, в качестве оконечных устройств такой телефонной станции могут выступить любые смартфоны/планшеты/ноутбуки/персональные компьютеры, на которые установлены специальные приложения-«звонилки».
Подключайте к виртуальной АТС через интернет телефонные номера любых городов мира, объединяйте сотрудников вашей компании по всему земному шару, создавайте для входящих звонков клиентов голосовые интерактивные меню, переводите вызовы между специалистами компании за секунды, используйте автоответчики, чтобы не пропустить ни одного звонка, настраивайте интеллектуальные маршруты обработки соединений и так далее. Всё это возможно в современных компаниях посредством виртуальных АТС.
Примечательно, что цена внедрения и эксплуатации виртуальной АТС несравнимо ниже стоимости покупки и развёртывания традиционных неповоротливых «железных» телефонных станций. Считайте: установка программы-«звонилки» на смартфоны/планшеты и прочие гаджеты = 0 руб., подключение виртуальной АТС = 0 руб., абонентская плата за пользование АТС зависит от провайдера и наиболее оптимальные цена на рынке здесь – 490 руб./мес. (предложение «Телфин.Офис», петербургской компании «Телфин»).
О ширине и скорости
Как мы уже выяснили, корпоративные виртуальные АТС «живут» в интернете и осуществляют соединение абонентов посредством сетей передачи данных, в первую очередь – интернета: голос и весь служебный телефонный трафик (сервисные «команды» АТС) идут между абонентами через него. В том случае, если в офисе для доступа ко глобальной сети используется проводной интернет – качество голоса будет идеальным: без «кваканий», «хлюпаний» и прерываний. Если же в качестве абонентских устройств виртуальной АТС используются смартфоны, планшеты и прочие гаджеты, которые подключаются к интернету посредством таких мобильных технологий, как 3G, 4G (LTE) – то тут качество голосовой связи будет в первую очередь зависеть от качества покрытия сотовой сети.
В отличие от таких сервисов, как «Skype» или «Viber», весьма чувствительных к стабильности интернет-соединения, системы виртуальных АТС позволяют выбирать абонентам так называемые «голосовые кодеки» в зависимости от того, где будет использоваться программа-«звонилка»: в офисной проводной сети на стационарных компьютерах и ноутбуках или на смартфонах, которые работают в сетях мобильной передачи данных. «Голосовые кодеки» позволят оптимизировать голосовой поток в соответствии с той средой, в которой он передаётся и таким образом сделать качество связи приемлемым независимо от того, по каким каналам передаётся голосовая информация.
«Кодек» — особый программный алгоритм, который позволяет преобразовать звуковые данные (речь, музыку, шумы) в последовательность «единиц» и «нулей» и обратно – цифровую информацию в слышимые звуки.
Иными словами, кодеки «оцифровывают» голос и после передачи его по сети – преобразуют его обратно в звук. Вся прелесть в том, что эти программные алгоритмы кроме непосредственно кодирования-декодирования – могут ещё и адаптироваться к стабильности и ширине (скорости) интернет-соединения.
Например, при использовании одного кодека слово «телефон» будет весить 200 килобит, а при использовании другого — всего 24 килобита. Ясно, что в первом случае это слово спокойно, без каких-либо помех с лёгкостью предастся с телефона на телефон в проводной сети, а во втором – отлично прозвучит в тех сетях, где интернет-трафик ограничен и не стабилен: к примеру, в сетях 3G/4G.
В современных виртуальных АТС настройки кодеков для абонентов можно делать через интуитивно-понятный веб-интерфейс, для каждого внутреннего номера в зависимости от того, на каком устройстве этот самый внутренний номер будет использоваться – стационарном или мобильном. Корме того, в предложениях вроде «Телфин.Офис» все популярные кодеки для всех абонентов активированы «по умолчанию», а выбрать нужный алгоритм кодирования речи можно уже в настройках самой «звонилки».
За всё нужно платить
При настройке внутренних номеров виртуальной АТС и выборе подходящего кодека для оконечного устройства стоит помнить, что чем компактнее кодек «упаковывает» речь в данные – тем более скудную звуковую палитру он будет передавать. Иными словами – чем лучше упакован звук – тем легче он «пройдёт» путь в интернете от одного телефона к другому, но тем более «электронно» он будет звучать в телефонной трубке. Рассмотрим наиболее популярные голосовые кодеки.
Opus – локомотив «хит-парада» современных кодеков. Разработан не так давно, но уже активно завоёвывает популярность среди пользователей и активно внедряется разработчиками в виртуальные АТС и сами программы-«звонилки». Opus — современный высокопроизводительный динамично развивающийся свободный (полностью бесплатный) от патентов кодек для обеспечения передачи голоса и музыки в реальном времени. Обеспечивает превосходное качество при минимальной нагрузке на каналы связи — от 6 Кбит/с. Хотите услышать, как звучит речь при кодировании им? Просто позвоните приятелю со смартфона 3G или 4G на аналогичный смартфон. Opus – «чёткий», немного «металлический», но способный передать все оттенки речи и музыки кодек.
G711 u/a-law — стандартизованный всем нам известный кодек. «Король» проводной фиксированной телефонии. Требуемая пропускная способность интернет-канала для передачи речи — от 64 кбит/сек. Кодек поддерживается практически всеми устройствами IP-телефонии. Хотите услышать, как звучит речь при его кодировании – оглянитесь вокруг в поисках любого обычного телефона. И позвоните, скажем, в «Точное время». Напомним, для Петербурга это короткий номер 060, для Москвы – 100. Стандартное, обычное, комфортное звучание голоса, однако с приличным ограничением по спектральной передаче тембра.
GSM — голосовой кодек, разработанный для использования в системах сотовой связи стандарта GSM. При кодировании кадра используется информация предыдущего кадра, кодирование осуществляется блоками по 20 мс. со скоростью 13 кбит/с. Услышать, как звучит этот кодек можно, если совершить звонок со старого мобильного телефона (не смартфона или планшета, должна быть поддержка исключительно 2G (GSM)).
G729 – в прошлом – «лакомый кусочек» для любого пользователя. Самое лучшее соотношение по качеству звучания речи в телефонной трубке и требовательности к скорости и стабильности интернета. Почему «в прошлом был лакомым куском» — да потому что до недавнего времени данный кодек был платным (патентованным) и за его использования необходимо было оплатить определённый взнос разработчикам. Хотя патент на G729 истёк в этом году и использовать его можно по факту уже свободно, его активно вытесняет молодой Opus. По звучанию – кодек немного «хлюпает», но превосходно при этом кодирует речь.
В итоге
В материале мы перечислили лишь главные, наиболее популярные кодеки для передачи речи через интернет в условиях совершения звонков посредством виртуальных АТС. На самом деле алгоритмов кодирования на много больше и при большом желании их можно протестировать самостоятельно. Голосовые кодеки – по истине «волшебство на яву», алгоритмы, превращающие слова в потоки электрических импульсов.
В зависимости от скорости интернет-соединения и его стабильности – пользователи могут настроить в облачной АТС тот или иной кодек для передачи голоса. Если все абоненты вашей офисной АТС находятся в одном здании – подойдут широкополосные кодеки вроде G711 u/a-law. Напротив, если в качестве абонентских устройств вашей телефонной системы будут использоваться смартфоны/планшеты, подключенные к интернету посредством 3G/4G – стоит обратить внимание на Opus или G729, так как они с лёгкостью и без помех будут передавать речь даже при скачках скорости интернета или даже его прерывании.
коммент.